Устройство дорожной сети – один из основных этапов освоения территории, ведь дорожки, тропинки, лестницы и мостики разделяют и в то же время связывают между собой различные зоны загородной усадьбы. Именно с формирования дорожно-тропиночной сети начинается детальная проработка ландшафтного проекта. Дорожки становятся не только утилитарным, но и декоративным элементом, подчеркивающим, а иногда и диктующим общий стиль оформления загородных владений.

Устройство дорожной сети обусловлено целым рядом факторов: рельефом участка, типом эксплуатации (постоянная или сезонная), числом проживающих (включая гостей), количеством автомобилей и др.

Обычно общая площадь мощений составляет от 5 до 20% территории усадьбы, однако ее размер владельцы определяют исходя из своих жизненных принципов. Горожане, стремящиеся к “близкому контакту” с природой, все свободное пространство отводят под спортивный газон, мощение украшает лишь парадную часть усадьбы. А широкие садовые аллеи, просторные площадки и патио предпочитают те, кому нравится любоваться представителями флоры и фауны с безопасного расстояния.

Значительную часть территории занимают подъездные дороги парковочные площадки. Кроме того, необходимо проложить дорожку от входа к парадному крыльцу. Этот путь нужно сделать достаточно широким (от 1,2 м), чтобы гостям и хозяевам не приходилось пробираться к дому идя след в след. А если он одновременно служит въездом в усадьбу, то места должно хватать не только для проезда машины, но и для прохода пассажиров.

К наиболее посещаемым уголкам сада (беседке, детской площадке, огороду, бассейну, бане, барбекю, хозяйственным постройкам) от дома прокладывают дорожки шириной 0,5 – 1,5 м. Не стоит проводить широкую “трассу” по центру просторной поляны – пошаговая дорожка из отдельных плиток менее заметна и вполне уместна даже на изысканном ковре партерного газона. Большое количество “перекрестков” актуально лишь в классическом парке “а-ля Версаль”. Идеальный вариант для средних по площади участков (10-30 соток), оформленных в пейзажном или смешанном стиле – замкнутая круговая дорога с ответвлениями. Садовые дорожки “второго порядка” шириной 0,3-0,8 м делятся на рабочие, прогулочные и спортивные.

При планировке мощения и дорожек следует учитывать, что, в идеале, они должны представлять собой не просто связующее звено между калиткой и крыльцом, а плавно вливаться в общую обстановку территории. Дорожка из камня должна вести к какой-то цели или объекту - будь то увитая клематисом арка, качели, гамак, садовая мебель или место для отдыха на даче.

Мощение дорожек

Мощение и дорожки планируются так, чтобы они были удобными и практичными не требовали особого ухода. Садовые дорожки и мощение должно быть выполнено в стиле, общем для всех элементов участка. Внешний вид садовых дорожек и мощения в целом также определяется материалами, которые чаще встречаются в конкретной местности. Цвет садовых дорожек должен быть ближе к природному: сероватый, коричневый, кремовый. Яркая окраска дорожек приемлема лишь в том случае, когда весь участок выполнен в таком стиле.

В зависимости от интенсивности нагрузки и функционального назначения устраивают дорожки и площадки с твердым или мягким покрытием. Твердые покрытия – это бетон, клинкерного кирпич, тротуарная плитка, природный и искусственный камень, древесина. К мягким покрытиям относят гальку, гравий, щебень, древесную щепу, кору, а также травяное покрытие. Также различают покрытия смешанного типа из нескольких материалов (натуральный камень и галька, брусчатка из натурального камня и бетонные плиты и т.п.)

Какой бы материал Вы ни выбрали для мощения садовой дорожки, важно, что бы он был качественным (натуральный камень отсортирован по толщине, тротуарная плитка изготовлена с соблюдением соответствующей технологии и т.д.), устраивал Вас и сочетался с остальными элементами сада.